0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

07.03.2022. «Русский витязь», «Сухой Суперджет 100», Ту-144 – 12 монет серии «Авиация» (2010-2016 гг.)

Самолеты, вертолеты, джеты – тематика авиации привлекает коллекционеров. Монеты с самолетами выпускают Испания (коллекция в цветном исполнении), Австралия, Франция, Великобритания и другие эмитенты. само собой, пользуются популярной темой и небольшие островные государства: Ниуэ, Соломонова острова, Джерс, Тувалу, Сенвичевы о-ва и другие.

Российская Федерация не осталась в стороне. С 2010 года Центробанк начинает выпуск памятных серебряных монет «Авиация» («История русской авиации», «THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION»). Коллекцию рублей в честь самолетов можно собрать при помощи нашего интернет-магазина. В каталоге представлены цветные монеты серии РФ, а также других стран.


Что такое серия «История русской авиации» («THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION») с самолетами?

1 апреля 2010 года Банк России выпускает 2 монет в рамках новой серии:

  • 1 рубль 2010 года «Русский Витязь» («Russian Knight»);
  • 1 рубль 2010 года «Сухой Суперджет-100» («Sukhoy Superjet-100»).

Монеты из серебра 925 пробы тут же привлекают внимание коллекционеров. Центробанк сообщает, что памятная серия будет посвящена легендарным самолетам:

  • Российской империи;
  • СССР;
  • Российской Федерации.

Нет информации о том, в какой последовательности будут выходить однорублевики: по годам создания, по мощности, по юбилейным датам или произвольным критериям.

Технические характеристики серебряных монет 1 рубль серии «THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION» стандартные:

  • вес – 8,53 гр. (7,78 – чистое серебро);
  • размер – 25.00 мм;
  • гурт – рубчатый, содержит 200 насечек;
  • материал – серебро 925 пробы;
  • номинал – 1 рубль;
  • толщина – 2,20 мм.

Лицевая сторона всех монет серии про авиацию выглядит стандартно. На оборотной же появляются изображения самолетов, средств аэронавигации.

Обратите внимание, что летальные аппараты могут появляться и на других монетах (к примеру, посвященных выдающимся личностям или войскам). В 2013 году выпустили 2 рубля «А. И. Покрышкин» с самолетом на заднем плане. Появляются средства авиации и на серии «Военные-воздушные силы» 2009 года. Эти и другие экземпляры можно купить для дополнения коллекции.

Но в данном обзоре мы рассмотрим именно серию «История русской авиации» («THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION»).

1 рубль 2010 года «Русский Витязь» («Russian Knight»)


Выпущен 1 апреля 2010 года и посвящен летальному аппарату Российской империи. «Русский Витязь» сконструирован в 1913 году инженером И. Сикорским.

Аппарат становится первым в мире самолетом, способным работать от 4 моторов одновременно. При этом устройство может поднимать до 0,5 тонны полезной нагрузки, что позволяет использовать его для транспортировки грузов.

В октябре 1913 года на базе «Русского витязя» появится «Илья Муромец».

Дизайн первой монеты серии простой. На цветном фоне находится биплан. Под ним указывается название летального аппарата. По окружности прописывают наименование серии.

1 рубль 2010 года «Сухой Суперджет-100» («Sukhoy Superjet-100»)


Серебряная монета увековечивает пассажирский самолёт «Сухой-Суперджет-100». Это первый аппарат, созданный с использованием цифровых безбумажных технологий. Предназначение самолета – эксплуатация на длинных дистанциях (авиалинии протяженностью 3000-4500 км).

Изображение судна находится на фоне инверсионных следов в формате волнистых полосок.

Первый испытательный полет «Сухой Суперджет-100» («Sukhoy Superjet-100») совершил в 2008 году.

Интересно, что между двумя монетами серии «История русской авиации» («THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION») «пропасть» почти в 100 лет. Это также привлекает нумизматов: интересно, как Центробанк будет выпускать монеты, «комбинируя» прошлое и будущее?

1 рубль 2011 года «ТУ 144»


3 мая 2011 года выходит 1 руб., посвященный реактивному самолету. Ту-144 известен как первый аппарат в истории сверхзвуковой пассажирской авиации, который смог преодолеть звуковой барьер (5 июня 1969 года).

Само собой, достижения конструкторского бюро не могли не попасть на монету. Устройство находится на цветном фоне.

Кстати, это именно «ТУ-144» поманил Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе) пойти в большую авиацию.

Коммерческая эксплуатация судна была недолгой: с 1975 по 1978 гг.

1 рубль 2011 года «У-2» («Кукурузник»)


Биплан также выпущен 3 мая 2011 года. Легендарный советский кукурузник производили больше 25 лет. Аппарат использовали как в целях военной авиации, так и для гражданских полетов. За время существования «У-2» пережил массу модификаций.

«Кукурузники» отличались не самыми высокими летными характеристиками. Но при этом аппараты активно использовались в период Великой Отечественной для доставки грузов, перевозки раненых и медикаментов. «У-2» даже служили в качестве самолетов-разведчиков и бомбардировщиков.

Советский многоцелевой биплан «У-2» появляется на фоне синего неба с закругленными пятью полосками (2 справа и 3 слева). На хвостовом киле и на фюзеляже находятся пятиконечные звезды.

1 рубль 2012 года «И-16» («Ишачок»)


1 марта 2012 года выпускают серебряный 1 рубль «И-16» («Ишачок»). Истребитель-моноплан создан в 1930-е годы в конструкторском бюро Поликарпова. Истребитель-моноплан с убирающимися шасси совершал боевые вылеты как по СССР, так и за рубежом. К началу Великой Отечественной войны аппарат технически устаревает (модели имеют фанерную обшивку и деревянную конструкцию). Но при этом часть юрких «Ишаков» продолжают использовать для боевых целей.

Отличительная особенность 1 рубля 2012 года «И-16» («Ишак») по сравнению с предшественниками – изменение дизайна. Теперь цветные элементы находятся в нижней и в верхней части на оборотной стороне. При этом Центробанк отмечает изменение оттенка: теперь в описании фигурирует «аквамариновый» вместо «голубой». Но традиция изображать по центру летальный аппарат остается.

Памятная серебряная монета 2012 г. с изображением самолета «И-16» - интересное дополнение коллекции, посвященной авиации.

1 рубль 2012 года «Ил-76»


1 марта 2012 года появляется и «Ил-76» с изображением летящего четырехмоторного реактивного самолета. Первоначально разработка Ильюшина (под руководством Новожилова) предназначалась для военных целей. Но в дальнейшем транспортное средство будут использовать для выполнения гражданских задач: перевозки грузов. Мощная машина могла вместить до 60 тонн (в зависимости от модификации). Самолет может преодолевать расстояния в 3600-4200 км с крейсерской скоростью на уровне 770-800 км/ч.

В мирное время транспорт активно используют для доставки грузов в труднодоступные места. Известно, что ИЛ-76 сегодня привозит продовольствие и оборудование на дрейфующие научные станции, расположенные в Северном Ледовитом океане.

Первый в истории Советского Союза военно-транспортный самолет, оснащенный с турбореактивными двигателями, по сей день производится. С 2010 г. его сборка перенесена на «Авиастар-СП».

1 рубль 2013 года «АНТ-25» («ANT-25»)


Монета в серебре выпущена 1 марта 2013 года. Отличительная особенность по сравнению с «предшественницами» - минимальное количество цветных элементов. Вместо того, чтобы закрашивать фон или верхнюю / нижнюю части однорублевика, используют оттенки для шрифта и навигационных полосок.

На матовом фоне по центру размещают изображение самолета (без цвета). В левой части указывают модель - «АНТ-25».

«ANT-25» - это трехместный цельнометаллический одномоторный самолет, который сконструирован в 1931-1933 года коллективом Сухого в конструкторском бюро А.Н. Туполева коллективом.

На момент создания «АНТ-25» считался одним из лучших в мире тяжелых самолетов с большой дальностью полета. Первая версия имела мотор мощностью 750 л.с. и запас топлива в чуть больше 6 тонн. Крейсерская скорость самолета – 165 км/час, что считалось выскоми показателем для того времени.

В 30-е годы XX в. «АНТ-25» устанавливает рекорд мира по продолжительности и по дальности беспосадочного перелёта.

1 рубль 2013 года «ТУ-160» («Tu-160», «Белый лебедь»)


Легенда советской и российской авиации появляется на однорублевике 1 марта 2013 года. Серебряная монета изображает сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец на матовом фоне земного шара.

Первая модель «ТУ-160» представлена в 1984 году. Создан же сверхзвуковой самолет на базе ТУ-144. Над прототипом бомбардировщика трудились коллективы О.П. Сухого и В.М. Мясищева. Первый полет «Tu-160» совершен 18 декабря 1981 г. (Б. Веремеев).

Само собой, по сравнению с предшественниками серьезно переработали конструкцию и материалы изготовления. В частности, в производстве «ТУ-160» используют сплавы алюминия и титана.

«Белый лебедь» по сей день остается самым крупным и самым тяжелым сверхзвуковым самолетом военной авиации в мире. Он оснащается системой дозаправки в воздухе и способен перевозить ракеты с ядерными боеголовками. Кроме этого, «Tu-160» как судно военной авиации может оснащаться морскими минами, крылатыми ракетами или бомбами.

«Белый лебедь» сегодня используется и в мирных целях. К примеру, он нужен для запуска с воздуха ракетоносителей и вывода на орбиту искусственных спутников Земли.

1 рубль 2014 года «Як-3»


Серия «История русской авиации» («THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION») в 2014 году пополняется 1 рублем «Як-3». Монета выполнена в стилистике выпущенных в 2010-2012 годах. На матовом фоне аквамаринового цвета находится белая полоса. По центру размещается изображение летящего одномоторного винтового самолета в рельефе. Надпись, указывающая на модель, - «ЯК-3», - выполнена в цвете.

Одномоторный одноместный самолет-истребитель создан в 1943 году в КБ под руководством А. С. Яковлева. Цель ученых – переработать зарекомендовавший себя в боях истребитель Як-1 и улучшить его характеристики. В частности, «ЯК-3» должен был оказаться более живучим, быстрым и мощным. Чтобы достичь цели, необходимо было уменьшить вес самолета.

«Як-3» зарекомендовал себя в военных боях времен ВОВ (в последние годы). Самолеты использовались до 1953 г. В 1946 г. выпуск прекратили.

1 рубль 2014 года «Бе-200» («амфибия», «летающая лодка»)


Памятная монета 1 рубль 2014 года «Бе-200» с российским самолетом-амфибией также появляется в марте. «Альтаир» - многоцелевое устройство, которое способно взлетать не только с наземных взлетно-посадочных полос, но и с водной поверхности. Эти характеристики сделали «Бе-200» идеальным устройством для проведения спецопераций.

По ряду технических характеристик «амфибии» нет равных в мире. Необычный многоцелевой самолет создан на базе амфибии А-40 и используется для:

  • тушения пожаров;
  • спасательных операций во время наводнений;
  • перевозки грузов и пассажиров из зон бедствия;
  • доставки гуманитарной помощи;
  • проведения поисковых операций;
  • выполнения экологических миссий
  • защиты водных поверхностей и так далее.

«Летающая лодка» способна забирать воду как с аэродромов, так и с поверхности воды (глиссирование).

В 2021 году «Бе-200» использовались для тушения пожаров в Турции, на Кипре, в Греции. В 2019 г. самолеты были задействованы для ликвидации возгораний в Сибири.

1 рубль 2014 года «Бе-200» в серебре – интересное дополнение коллекции.

В 2015 году Центробанк не выпускал монеты серии «История авиации. Но тематику продолжили в 2016 г. Правда, с 2016 года рубли чеканятся с измененным аверсом (эмблема Центробанка заменена на Государственный герб).

1 рубль 2016 года «СУ-25» («Грач»)


Советский штурмовик по классификации НАТО относится к Frogfoot («лягушачья лапа»). Дозвуковой военный самолет, впервые поднявшийся в воздух 22 февраля 1975 года, использовался в ряде боевых действий. В частности, советские штурмовики участвовали в конфликтах:

  • Афганская война (1979-1989 гг.) – первое боевое применение «СУ-25»;
  • Ирано-иракская война (1980-1988 гг.) – противоречивые данные о количестве вылетов и интенсивности использования;
  • Гражданская война в Анголе (1975-2002 гг.) – «СУ-25» получили ВВС Анголы;
  • Война в Персидском заливе (1991 г.) – воздушные бои завершились потерей самолетов;
  • Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.) – в боевых действиях участвовали «СУ-25» ВВС РФ и Узбекистана;
  • Абхазская война (1992-1993 гг.) – «СУ-25» использовали на стороне Грузии, а также многие другие.

В частности, столкновения в Нагорном Карабахе (2020 год), конфликт на востоке Украины (с 2014 года), конфликт на севере Ирака (2014 год) и многие другие.

1 рубль 2016 года «СУ-25» («Грач») – своего рода дань благодарности бронированному дозвуковому военному самолету, который выполняет сверхсложные миссии.

Штурмовик предназначается для поддержки сухопутных войск. Аппарат способен работать как в дневное, так и в ночное время при любых метеорологических условиях. «Грачи» находятся в строю ВВС РФ по сей день. Осенью 2009 г. Минобороны заявило о том, что возобновляет закупки «СУ-25».

1 рубль 2016 года «Ла-5»


Памятная монета 2016 года с изображением самолета «Ла-5» завершает серию, посвященную национальной авиации.

На оборотной стороне рубля появляется советский одномоторный истребитель. Самолет создан в 1942 г. ОКБ-21 С. А. Лавочкина в Горьком. Отличительные особенность – цельнодеревянная конструкция, закрытая кабина, убирающиеся шасси. Известны серийные модификации (Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-5УТИ и другие).

Наиболее широко одноместный моноплан использовали во время битв на Курской дуге. Здесь советские Ла-5ФН противостояли немецким FW 190A.

Легендарный истребитель периода Второй мировой и Великой Отечественной Войны выпущен в количестве почти 10 тыс. штук. Самолет увековечен не только на монетах, но и на почтовых марках.

Серия «История русской авиации» («THE HISTORY OF RUSSIAN AVIATION») с самолетами интересна как начинающим коллекционерам, так и опытным нумизматам. В каталоге интернет-магазина представлены экземпляры для дополнения вашей тематики. Также вы найдете в ассортименте монеты с самолетами Великобритании, Германии, Франции, Ниуэ, Испании, Италии, Украины, Казахстана, Польши и других эмитентов.

Монеты, посвященные российской авиации, смотрите здесь --->

Статьи по теме:

Новости по теме: