0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

30.05.2002. Проклятье фараонов (продолжение)

Сфинкс продолжает задавать загадки Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс — лев с человеческой головой. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина — 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью — в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны. Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника — “шепес анх”, что означает “живой образ”. Логического объяснения этому наука не нашла. Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос... В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы... В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге... В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах. Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ. Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе — стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: “Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?” Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому — от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте — в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив. Он спрыгивал и уходил в пустыню Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей “Истории”, в которой записал “все, что видел и слышал в Египте”, грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел! До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него — Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело? Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники — слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот — ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое? Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего “Естественная история”. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было? Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка. Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс — живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,— он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок... Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами. В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год... В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека — от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов. В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше. Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения — одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид. Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в эпоху Джосера, Хефрена и Хеопса.

Источник: http://www.ancient.holm.ru

Страницы: 12345 6

Статьи по теме:

Новости по теме: