0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

11.09.2002. Бумажные денежные знаки как источник изучения финансово-экономических отношений. (продолжение)

Следующим по значимости шагом является палеографический анализ бумажного денежного знака, боны. Внешние признаки денежного знака, изучаемые бонистической палеографией, включают краски, знаки письменности, подписи, водяные знаки, изменения в тексте, номера серий. Кроме решения традиционных задач внешней критики источника, благодаря совершенствованию конкретных методик, палеография дает материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда признаков: знаков письменности, используемой бумаги, краски, изменений в тексте денежных знаков, наличия или отсутствия филиграней, подписей, цвета, высоты и ширины номеров серий, изменения номиналов. Не меньшее значение приобретает выявление соответствия этих признаков друг другу для определенного исторического периода. При отсутствии на бумажных денежных знаках гербов, эмблем или других символических знаков, определяющих эмитента, важно выявить палеографические признаки. Палеография как научная дисциплина, занимающаяся историей письма, помогает разобраться в графике написания письменных знаков, прочесть текст28. С ее помощью, возможно выявить принадлежность эмиссии, правомочие эмитента (общеобязательная или необщеобязательная эмиссия), место выпуска денег, гарантию выпуска, сроки обращения и погашения, разновидность эмиссии, оригинал или фальшивый денежный знак, дальнейшую судьбу эмиссии29. В ходе гражданской войны в России один и тот же денежный знак мог быть использован различными эмитентами. Известны случаи, когда разные по классовому характеру эмитенты выпускали одни и те же денежные знаки30. Вновь выпущенный денежный знак содержал внесенные новым владельцем изменения. Это могли быть разновидности в тексте, в номиналах купюр, в номерах серий, в подписях должностных лиц, в бумаге с другим водяным рисунком, цветом, высотой и шириной номера серии. При внешнем анализе палеографического признака (совместно с эпиграфическим) выявляются изменения в тексте, определяется эмитент. Палеографический признак помогает установить и правомочие эмиссии. Зная принадлежность эмиссии, можно установить и право обращения денежного знака. Все это позволяет уточнить последовательность и взаимосвязь исторических событий в экстремальных условиях гражданской войны, характеризующихся резкой сменой военно-политических режимов. В ходе гражданской войны денежные знаки очень редко обменивались на твердую валюту. Правительство РСФСР гарантировало деньги "всем достоянием республики", а несоветские местные денежные знаки содержали текст об их обмене на "общегосударственные кредитные билеты"31. Советские денежные знаки согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 января 1918 г. "О введении нового правописания"32 печатались по правилам нового правописания. На советских общеобязательных денежных знаках нет букв, которые встречались на местных и внутренних выпусках 1918-1920 гг.: " i ", " Ъ "- ер, " θ " - фита, " " - ижица, " Ъ " - ять. Отдаленные от центра местные власти не всегда знали о введении нового правописания и поэтому иногда печатали свои деньги по прежним правилам. Все денежные знаки несоветских, контрреволюционных, белогвардейских правительств, оккупантов и интервентов печатались по правилам старой орфографии. Исследование текстов дает представление и о дальнейшей судьбе эмиссии. Изменения в тексте на денежном знаке - всегда решающий признак для выделения разновидности как показателя нового выпуска, новой эмиссии, для которых изготовлялось новое клише или брались печатные бланки иного вида. Имеются ввиду случаи, когда текст денежного знака изменяется по содержанию, по расположению порядка слов (или происходит замена одних слов другими), а не вариациями величины букв шрифта или их типа, буквенных опечаток или опечаток в интервалах между буквами. Последние различия не могут и не должны служить основанием для выделения разновидностей, так как не указывают на новый выпуск или увеличение эмиссии, а объясняются исключительно условиями типографской работы в революционное время, спешностью выпуска, недостатком подготовленных кадров, плохим контролем со стороны властей или просто хулиганством печатников33. Подобные разновидности есть в гарантированных чеках Екатеринодара, отличающихся, при прочих одинаковых признаках, печатным наименованием владельца счета, а именно Екатеринодарского казначейства и сберегательной кассы №279, для которых чеки были специально отпечатаны34. И, наоборот, никакого значения для выявления нового выпуска не имеют различия в величине букв в грозненских чеках или опечатка - "трир убля" вместо "три рубля". Все это говорит лишь о плохой работе наборщиков, недостатке шрифта, корректурном недосмотре, а не о новых, вызванных какими-либо причинами выпусках бон, служивших показателем изменений в исторических условиях или сдвигах в экономике, потребовавших нового выпуска35. Иное дело такие "опечатки", как во втором выпуске Бара, где 3-х и 5-руб. билеты напечатаны на бланках 10-руб. бон. В этом случае - уже разновидность, так как здесь присутствует сознательное увеличение выпуска мелких купюр за счет заготовленных к выпуску крупных. С помощью палеографического метода новые выпуски можно выявить по разновидностям серий на денежных знаках. Отсутствуют разновидности в тех эмиссиях, где, как и в советских знаках или в выпусках многих других эмиссий, серия и ее номер служили для учета и контроля36. Но имеются и другие случаи в небольших по размеру и по территории хождения эмиссиях, когда серии, по большей части буквенные, указывают не на учет и контроль, а на плановый выпуск бон, следовательно, на новые выпуски. В таких случаях имеет значение, прежде всего, все ли боны данной эмиссии имеют серии, т.е. слово "серия" или буквы серии, или нет, и почему эти слова и буквы появляются. Для характеристики данной ситуации обратимся к конкретным фактам денежного обращения. Синие чеки Владикавказа 1918 г. имели три выпуска (III, IV и V) только с порядковыми номерами, затем стали обращаться чеки со словами "Серия А", время появления которых после указанных выпусков твердо устанавливается по датам. Во всем остальном этот выпуск тождественен с предыдущим V выпуском. Никаких серий у него не имеется. Очевидно, что была произведена новая эмиссия, как разрешенная к выпуску, и особо, как все выпуски Владикавказа, отмеченная37. Каждая серия чеков Ставрополя, связана с новым выпуском, на что указывает соответствие номера серии иному сроку действия чека. Так, 3-я серия выпущена до 1/I 1919 г., 4-я до 1/III, 5-я до 1/V, т.е. все эти серии - разновидности38. На денежных знаках Минеральных вод указаны буквы серии А, Б, В, причем, буква А стоит только на знаках 1917 г. ("орловках"), а буквы Б и В - на знаках 1918 г., причем, каждой из этих серий соответствуют и небольшие изменения в клише (квадратик после номинала прописью) и изменения качества бумаги. На основании этого сопоставления можно сделать вывод, что каждой буквенной серии в знаках Минеральных вод соответствует новый выпуск, а, следовательно, и новая разновидность. Не меньшее значение имеет место постановки номера и серии на бумажном денежном знаке. Анализ чеков Владикавказа свидетельствует о том, что у одних чеков порядковый номер стоит слева внизу и идет снизу вверх, а у других - в верхнем правом углу горизонтально. Оба чека печатались в местной типографии, и имеют одинаковый текст. Дальнейшее изучение позволяет выявить еще несколько признаков, совокупность которых с несомненностью говорит о двух различных выпусках39. Такое же различие имеется в терских 100-руб. чеках, среди которых встречаются экземпляры с напечатанным наискось словом "СрГД", причем, встречается это только на сериях с буквами Г и Д. Объясняется это тем, что большое количество денежных знаков серий Г и Д были украдены, а оставшиеся чеки получили указанную допечатку, без которой серии Г и Д были бы недействительны. И хотя это не новый выпуск, но любопытный штрих из истории денежного обращения в Терской республике. Денежные знаки, как исторический источник, позволяют ввести в оборот персоналии исторических лиц, имевших отношение к экономической политике и к выпуску бон. Внешний анализ подписей на денежных знаках является одним из способов выявления эмитента даже в том случае, когда все остальные признаки остаются без изменений. Известно, что советское правительство использовало денежные знаки, заготовленные еще Временным правительством. На этих знаках были текст, герб, рисунки и другие признаки дореволюционной России. Появились они в обращении в мае 1919 г. с подписью управляющего Народным банком РСФСР Г. Пятакова. Только по этому признаку (подпись) определялся советский выпуск денег. Исследование текстов на бумажных денежных знаках помогает выделить фальшивый знак. Как правило, разночтение наталкивает исследователя на мысль о фальшивом денежном знаке, но окончательное заключение о подделке устанавливается лишь при комплексном анализе филиграней, рисунков, подписей и других признаков. Исходя из этого можно утверждать, что палеографический анализ способствует прочтению всех текстов на денежных знаках. Он дает определенное представление о месте и времени эмиссии, о государственной принадлежности, сроках обращения и погашения, гарантии выпуска. Все это способствует установлению классового характера эмитента40.

Источник: http://www.numizmatik.ru

Страницы: 123 4

Статьи по теме:

Новости по теме: