0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

06.10.2002. 500 ЛЕТ ОБРАЩЕНИЯ ШИЛЛИНГА

Кажется странным, что монета, чья историческая родословная никогда не подвергалась сомнению, шиллинг, несколько дискриминируется в английских нумизматических каталогах. Этот номинал был настоящим флагманом на протяжении большей части периода его чеканки и почти единст-венной из монет древней двенадцатиричной системы, пережившей децимализацию британского фунта в 1971 го-ду. Шиллинг только недавно исчез из кошельков британцев с принятием в начале этого десятилетия 5-пенсовой монеты уменьшенного стандарта. До этого момента старые и новые деньги циркулировали рядом. Все же, к тому времени когда шиллинг принял свой внешний вид, сохранившийся до конца XX столетия, поя-вившись на сцене в начале XVI, он уже занимал прочное место в британской денежной системе. Действительно, сам шиллинг был известен как счетное понятие уже в раннем средневековье и кажется странным, что никому в прошлом не пришла в голову логичная идея сделать его самостоятельной монетой, заменив им 3 отдельных гро-ута (4-пенсовика). Только в первых годах XVI столетия, король Генрих VII (1485-1509), помещая на монетах свой новый красивый профиль, очевидно, рассмотрел три наиболее важных номинала того периода: гроут, половину гроута и новый но-минал, который назвал тестуном (testoon). Загроможденный средневековый тип реверса старых монет был об-новлен, чтобы разместить там английский герб, заключенный окружность и наложенный на перекрестие длинного креста. Тестун не появился немедленно. Только следующий король, Генрих VIII (1509-1547), и то не сразу, а лишь в третьей своей серии 1544 года, начал его массовую чеканку. В конце концов на нем оказался самый поразитель-ный портрет британского монарха в истории: король Генрих без какого-либо преукрашивания анфас. Что Генрих хотел этим сказать? Тестун Генрих не наслаждался чересчур активно. К его производству были привлечены три монетных двора – Тауэр, Соутварк и Бристоль, но дефицит монеты (по сравнению с другими монетами этого периода) говорит о его небольшом тираже. Начало истории наиболее стойкой британской монеты было более чем скромным. Монета осталась в производстве и после смерти Генриха: сначала в пределах посмертной серии (1547-1551) которая чеканилась при его сыне, Эдуарде VI, а затем и с собственным именем молодого короля. В действитель-ности, именно при Эдуарде VI (1547-1553) и было официально принято современное название монеты. Эдвард чеканил свои шиллинги на четырех монетных дворах: в Лондоне, Бристоле, Кентербери и Дархэме. Хотя его правление и было кратким, при нем было произведено значительное число разновидностей, включая некото-рые из первых английских монет, которые были датированы. Самый старый датированный и наиболее обычный из выпусков Эдуарда шиллинг отчеканен в Лондоне в 1549 году. Его дата обозначена римскими цифрами «MDXLIX». Также обычен выпуск следующего года (MDL). В 1550 году, однако, качество чеканки Эдварда также продолжало стремительно снижаться. Остаток его прав-ления был отмечен выпусками столь же неприятными как и у его отца. Только в последние месяцы началась крат-ковременная чеканка высококачественного серебра, но она уже ничего не могла изменить. Видимо, Эдвард в кон-це концов понял всю порочность практики своего отца, почти доведшего страну до банкротства! Шиллинг рисковал «умереть в младенчестве» так и незамеченным. Первые выпуски королевы Марии в 1553-1554 годах игнорировали этот номинал, но она с лихвой компенсировала это упущение потрясающей чеканкой 1554-1555 годов, в течение ее злополучного объединенного правления с испанским королем Филипом II. Эти мо-неты известны с портретами обоих монархов, обращенными друг к другу, на лицевой стороне. Хотя этот тип также обычен для шестипенсовиков, больший размер шиллинга предоставляет этой необычной композиции место, не-достающее на меньшем по размеру кружке. Королева Елизавета I также, кажется, оценила шиллинг. Очень скоро после восхождения на трон, «королева-девственница» приступает к преобразованию всей монетной системы, задаче, которая явно была не по плечу ее младшему брату и вызывала очень небольшой интерес у ее сестры-предшественницы. Монеты в 6 пенсов и шиллинг чеканки Эдуарда пониженного качества было решено оставить в обращении со сниженным номиналом, снабдив надчеканкой в виде собачки и дворцовой решетки и переоценив их, соответст-венно, в 2ј пенса и 4Ѕ пенса. Эти монеты изымались из обращения по мере выпуска полноценных денег до 1561 года, когда был выпущен собственный шиллинг королевы – один из набора номиналов, которые чеканились ново-модным способом (с помощью винтового пресса) француза Элоя Местрелля. Это не было успешным предприятием. С политической точки зрения, винтовой пресс был настоящей «пороховой бочкой». Он лишал работы традиционных рабочих монетного двора, поддталкивал их тем самым к бунту и расстраивал народные массы в общем. В марте 1562 года, с достижением полноценности монет, подор-ванной общим отсутствием доверия в деньгам, было объявлено, что четыре номинала будут девальвированы на треть их номинала: шесть пенсов стали гроутом (4 пенса), три пенса – полугроутом, 1Ѕ пенса – пенни, а три фар-тинга – полупенни. Пятая монета, шиллинг, была оставлена без изменений. Шиллинг вновь появился только в 1582 году и эта отсрочка, иронически совпала со «смертью» таких номиналов как трехпенсовик, 1Ѕ пенса и три фартинга. Шиллинги последних лет правления Елизаветы I остались недатиро-ванными до заключительного незначительного изменения чеканки в 1601 году. С воцарением короля Якова I шиллинг наконец переместился из эпизодического в регулярное производство и пренес шесть последовательных изменений королевского портрета, остающихся довольно обильными и сегодня. Точно так же монета пережила появление на троне следующего короля Карла I. Хотя невозможно дать более чем краткое резюме истории монеты в течение этого периода, нужно сказать, что шиллинг (подобно шестипенсовику) был в центре всех нумизматических, технологических и политических собы-тий, происшедших в течение следующей четверти XVII столетия. В 1631 году француз Николя Брио поступил на монетный двор и приступил к разработке нескольких великолеп-ных монет машинной чеканки, продолжив развивать систему после своего назначения в 1635 году минцмейстером монетного двора в Эдинбурге. Портреты на монетах Брио остаются подлинным шедевром в дизайне британских монет. Простое и строгое исполнение, не загроможденное различными излишествами, стало предвестником мно-гого из того, что стало «традиционным» в монетном деле будущего столетия. Николя Брио трудно оценить иначе, чем как одного из наиболее значимых людей в британской нумизматике. Его шиллинги особенно привлекательны. Другим ведущим «светилом» в производстве монет был Томас Бушелл, арендатор Уэльсских серебряных шахт. В 1631 году король Карл I высочайше разрешил ему основать монетный двор в Эберисвиче (уэльсское серебро с 1621 года и до настоящего времени поставляется из Уэльса в Лондон для изготовления монет). Чеканку Бушелла легко можно опознать по осененной перьями короне принца Уэльского на лицевой стороне.

Источник: Alex6@rambler.ru

Автор: Дэвид Томпсон, © WORLD COIN NEWS №4-5’1997, © «Уникум»№6-9’2000, © Перевод Ерпылева А.Ю.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Новости по теме: