0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

06.10.2002. МОНЕТЫ КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ и династия ее придворных медальеров

22 января 1901 года на рубеже двух величайших в истории человечества перестало биться сердце маленькой пожилой женщины — королевы Вик-тории. Окончилось самое долгое в истории Англии правление, по праву названное Викторианской Эпохой. Под властью женщины, устало лежащей на смертном одре, находились помимо Великобритании огромные территории по всему свету — Индия, Австралия, Канада, Африканские колонии, Ази-атские колонии, колонии в Южной Америке и Тихом океане... Поистине, над Великой Империей никогда не заходило солнце. При наследниках коро-левы, впервые в истории Британии возложившей на себя императорскую корону, Британская Империя расширится, но уже никогда не достигнет было-го величия и, в конце концов, после череды реформ, сожмется до размера острова-метрополии — части Британского Содружества. Уже правнук коро-левы — Георг VI — не удержит на голове корону Индии и британские монархи потеряют титул императоров, а праправнучка станет лишь символом го-сударства, практически не имея реальной власти... Но оставим это историкам и политологам. Для нас — нумизматов — Виктория тоже означает целую эпоху. Редкий нумизмат не пленялся огромным разнообразием монет Британии, львиная доля которых отмечена царственным профилем «Королевы Викки». Виктория — далеко не первая британская королева, портрет, которой появился на монетах этого островного государства. После Марии Тюдор (1553-1558), правившей после своего малолетнего брата Эдварда VI почти 5 лет и получившей в народе прозвище «Кровавой», трон Англии долгие (и не худшие для страны) 45 лет занимала ее сестра Елизавета I (1558 - 1603) — «королева-девственница». В конце XVII столетия (1689-1694) пять лет со-вместно со своим мужем, штадтгальтером Нидерландов Вильгельмом Оранским (будущим Вильгельмом III), правила Мария II, а в начале XVIII — 12 лет королева Анна (1702-1714) — последняя из династии Стюартов. После Анны, казалось, женские портреты навсегда исчезли с английских монет. Так продолжалось больше века Но в 1837 году скончался третий сын короля из Гановерской династии Георга III Вильгельм IV, не имевший детей и ему наследовала юная племянница Виктория, только за месяц до этого достигшая совершеннолетия. На первых монетах правления Виктории мы видим портрет 18-летней девушки работы королевского медальера Уильяма Вайона, резавшего штем-пеля и для монет Вильгельма IV. Медальер изготовил скульптурный портрет юной королевы, ставший классическим, для медали в честь 18-летия Вик-тории в 1837 году. Традиционно для британских монет, регулярная чеканка с портретом нового монарха началась в следующем, 1838 году (хотя из-вестны некоторые пробные монеты, датированные 1837 годом). В этом году увидела свет почти полная серия монет: медных — фартинг (1/4 пенни), 1/2 пенни и пенни, серебряных — 3 пенса, 4 пенса (гроут), 6 пенсов и шиллинг, а также золотых — 1/2 соверена и соверен. Естественно, обновили портрет и на традиционной «пасхальной» серии серебряных монет (1, 2, 3 и 4 пенса) — «Maundy Money». Затянулась работа над крупными серебряны-ми монетами — полукроной и кроной, которые появились только в 1839 году. В том же 1839 году монеты с новым портретом начали чеканить для коло-ний: острова Мэн (фартинг, 1/2 и 1 пенни), Цейлона (1/4, 1/2 фартинг и 1Ѕ пенса), в 1840 — для Ост-Индской Компании (Британская Индия), 1841 — Гибралтара, 1845 (слегка модифицированный портрет в диадеме) — Малайи (Straits Settlements)... Вообще история монет правления Виктории неотделима от истории династии медальеров Вайонов. Уильям Вайон, сын медальера Томаса Вайона, начал работать еще при короле Георге III в 1816 году и творил до 1851 года. За этот период из его рук вышел целый ряд восхитительных работ: крона 1817 года, реверс медных монет с сидящей Британией, «львиные» 6 пенсов и шиллинг Георга IV, а также «Уна и Лев» на обороте знаменитых 5 фунтов 1839 года. Все они, конечно, различны по степени проработки, но позволяют понять, почему со-временники Вайона, избравшие его в Королевскую Академию, неизменно питали глубокое уважение к мастеру, а современные нумизматы вспомина-ют о нем с такой привязанностью. Его репутация прочно связана с портретами королевы Виктории на монетах, работать для которой Вайон начал соз-дав портрет 13-летней принцессы еще в 1831 году, он вырезал ее портрет для медали в честь восемнадцатилетия. Кто мог знать, что этому портрету суждена долгая жизнь и уже месяц спустя медальеру предстоит работа над коронационной медалью со слегка измененым портретом, а, затем, над монетами, поступившими в обращение летом 1838 года. В 1847 году медальер создал коронованный бюст Виктории в вычурном готическом стиле, утвержденный для «представительской» кроны этого го-да, и, позже, для «готического» флорина 1849 года. Однако портрет для чеканки 1838 года, несомненно, заслуживает внимания. Вайон был явно вдох-новлен своим восхищением от неоклассического стиля его наставника Флэксмана, когда создавал изящный и хорошо сбалансированный портрет, те-перь широко известный у нумизматов как «Молодая голова (Young Head»). Красота портрета тонко льстила королеве, скрывая некоторые ее недостат-ки, и поэтому он так нравился ей, что только к своему шестидесятилетию Виктория позволила окончательно прекратить чеканку монет с этим портре-том. «Вы всегда представляете меня благоприятно» — сказала однажды Вайону эта женщина до мозга костей. В 1851 году У.Вайон скончался, но слава мастера была так высока, что часть ее (заслуженно) перешла на его старшего сына Леонарда Чарльза Вайона, который родился в одном из зданий монетного двора в 1826 году. Медальерному искусству его обучал отец и Леонард унаследовал много на-выков гравировки штемпелей. К 16-летию он уже сделал несколько медалей, часть которых хранится в собрании Британского Музея. В 1844 году после отставки Мерлена он стал вторым гравером Монетного двора. Уже в возрасте 24 лет он, вслед за отцом, получил должность «гравера образцов». Зва-ние «Гравер Королевского Монетного двора» он сохранил до самой смерти. Вклад Леонарда в британскую чеканку был не менее велик, чем у его отца. Одна из работ Леонарда Чарльза Вайона, с которой англичане сталки-вались чуть ли не ежедневно до недавнего времени — бронзовый пенни (в отличие от медного с портретом работы его отца), обычно известный как «пенни булочки» из-за стиля прически королевы. Об истории этой монеты стоит рассказать подробно, хотя бы потому, что монета находилась в обра-щении до самой «децимализации» (1971 год), то есть приблизительно 110 лет после ее первого появления (об этом говорит крайне плохая сохран-ность большинства из этих монет). К концу 1850-ых стало ясно, что медный пенни (а также 1/2 и 1/4) были слишком велики, чтобы быть приемлемой монетой для повседневного ис-пользования. Медь также стала довольно дорогим металлом для таких незначительных номиналов. Примечательно, что в чистом виде она использова-лось для монет Англии с 1672 года. В течение первого периода правления три медных номинала все еще несли прекрасный портрет работы Уильяма Вайона, хотя прошло более двадцати лет с коронации. В 1860 году Парламент издал акт или «расширенное постановление, касающееся медной монеты и монеты из сплавов». Л.Вайон был приглашен для подготовки дизайна новых бронзовых номиналов. Было предусмотрено, что новые монеты не будут сильно отличаться по дизайну от старых. Од-ним из условий было сохранение фигуры Британии, символизирующей «Владычицу морей», помещавшуюся на медной монете со времен Карла II. Кроме того рядом с Британией поместили маленький парусный кораблик, возвращаясь к дизайну 1797 года. Сама королева проявила интерес к работе над дизайном новой разменной монеты и даже несколько сеансов позировала для Леонарда Вайона. Художник представил на одобрение Ее Величества множество проектов, один из которых она приняла благосклонно. В 1860 году на монетном дворе была выпущена первая бронзовая монета Британской Империи, поступившая в обращение в декабре. Образец монеты в 1 пенни был отчеканен, представлен королеве и одобрен, однако, эта историческая монета не сохранилась, так как была попро-сту украдена при пересылке обратно на монетный двор. Расстояние в 3 мили (менее 5,5 км) оказалось для нее непреодолимым. Л.Вайон перестарался при изготовлении новых бронзовых монет, выгравировав оригинал штемпеля настолько глубоко, чтобы он при чеканке трес-нул, выдержав всего несколько оттисков. Поэтому, он должен был начать все заново и только после того, как гравер сделал новый, более мелкий штемпель, началось массовое производство бронзовой монеты.

Источник: Alex6@rambler.ru

Автор: © Алексеев С.В.

Email: Alex6@rambler.ru

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Новости по теме: