0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины
logo

|

Бесплатный звонок для клиентов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8 (812) 424-33-54
0 Корзина
  • Товаров: 0 шт.
  • На сумму: 0 ₽
Просмотр корзины

16.11.2006. Монетизация инвестиций

Гуляющий среди коллекционеров монет афоризм «это не монеты дорожают, а деньги дешевеют» на поверку оказывается не такой уж и шуткой. Возможно, поэтому спрос на современные и антикварные монеты с каждым годом растет все быстрее. На монеты, предмет увлечения коллекционеров, обратили внимание и инвесторы. Пока на рынке таких игроков не много, но процесс, что называется, пошел. Монеты привлекают в основном консерваторов, не рассчитывающих на быструю прибыль. На этом рынке выгоднее играть на перспективу, краткосрочными позициями здесь считаются год-два. При долгосрочной стратегии доходность вложений вполне может доходить до 100% годовых. Для неподготовленного инвестора монетный рынок рискованный, слишком велика вероятность ошибиться в объекте вложений или быть обманутым. Впрочем, если идея таких инвестиций вам нравится, то разобраться в специфике инструментария самое время — по словам экспертов, период для входа в рынок сейчас благоприятный. «Новоделы» Монетный рынок можно разделить на два сектора — антикварный (нумизматический) и современный, на котором вращается продукция, отчеканенная уже в наши дни. Эти сегменты как дальние родственники — вроде и знают друг о друге, но никогда не встречались и лишь по слухам в курсе того, как кто живет. Причем в этой паре в роли бедного родственника выступает рынок современных монет, условно говоря, «новоделов». В отличие от аристократичного собрата он демократичнее, да и, наверное, понятнее для инвесторов. Для работы с «новоделами» не потребуются такие большие суммы, как для покупки антикварных монет. Наиболее востребованный товар на рынке современных изделий — инвестиционные монеты*. Крупнейший в стране монетоторговец — Сбербанк — в первом полугодии 2006 года реализовал более 400 тыс. монет, и, как отмечает директор управления валютных и неторговых операций банка Владимир Таранков, основной объем пришелся именно на инвестиционные. Такая же ситуация и в других банках. Так, по словам ведущего специалиста управления драгметаллов Банка Москвы Виктора Лебедева, из 30 тыс. проданных в этом году банком монет примерно 25 тыс. — инвестиционные. Львиную долю продаж банкам обеспечивает большая монетная тройка: золотой «Червонец» номиналом 10 рублей, золотой пятидесятирублевый «Георгий Победоносец» и «Соболь» — серебряная «трешка» с изображением сибирского зверька. Эти инвестиционные монеты особой художественной ценностью или выдающимся качеством чеканки не отличаются, их достоинство в приближенности стоимости к ценам на драгметаллы, из которых они сделаны. Если сравнить динамику котировок на золото и серебро с отпускными ценами Центробанка на «Соболя» и «Червонец», то они окажутся практически идентичными. Достичь инвестиционного статуса этим монетам позволяет отсутствие НДС при операциях с ними — слитки из драгметаллов таким отличием похвастать не могут. Данное преимущество, например, вовсю эксплуатируют некоторые ювелиры. Они закупают «Червонцы», переплавляют их и делают украшения. Это получается рентабельнее, чем приобретать непосредственно металл. ЦБ ежедневно устанавливает котировки инвестиционных монет, исходя из текущих цен на драгметаллы и добавляя к этому и свою маржу — обычно не более 5%. Посредники накидывают к центробанковской стоимости еще процентов десять. В отдаленных от Москвы регионах монеты продаются и того дороже — добавляются расходы на транспортировку (впрочем, это касается не только инвестиционных монет). До недавних пор доходность по инвестиционным монетам определялась исключительно движением котировок драгметаллов на мировом рынке. Если судить по отпускным ценам ЦБ, то за последний год стоимость «Червонца» выросла на 15%, а «Соболя» на 42% . Но в реальности монеты подорожали еще больше. Дело в том, что на их стоимость стал влиять новый фактор, не учитываемый ЦБ, — дефицит. «Если раньше можно было заказать и сразу получить монеты из хранилища ЦБ, то сейчас очень часто их просто нет, — говорит Светлана Сподах, специалист управления валютных и неторговых операций Среднерусского банка Сбербанка России. — “Червонцы” практически на исходе, по “Соболям” есть штучные остатки, а “Победоносцев” ЦБ давно не выдавал. Приходится искать их на межбанковском рынке либо среди инвесторов, готовых их продать». Миллионные тиражи «Червонца», отчеканенного еще в застойные советские времена, и «Соболя», появившегося в середине 90?х, начинают подходить к естественному завершению. Дополнительных выпусков этих монет никогда не было. В этом году Центробанк запустил станок для новой монеты, «Георгия Победоносца», но небольшой тираж в 150 тысяч рынок переварил практически мгновенно. Сейчас предложение просто не успевает за спросом. При этом зависимость от конъюнктуры на рынке драгметаллов становится односторонней, то есть отражается только рост цен, а при снижении стоимости металла цены на монеты фактически не меняются. По подсчетам Светланы Сподах, за последний год рыночная стоимость «Соболя» поднялась примерно в два раза, золотые инвестиционные монеты подорожали в среднем на треть. Причем такие показатели доходности, как считает г-жа Сподах, вовсе не предел. Чем меньше будет на рынке «Червонцев» и «Соболей», тем выше будут цены на них. Те, кто запасся этими монетами еще в прошлом году, смогут неплохо заработать. Впрочем, и сейчас еще не поздно в них вложиться, цена пока не на пике, и не за горами время, когда «Червонцы» и «Соболя» вообще исчезнут с первичного рынка и перейдут в разряд коллекционных монет, что автоматически повысит их стоимость. Так, выпущенные как инвестиционные в 2003–2005 гг. золотые монеты из серии «Знаки зодиака» теперь, после того как весь тираж разошелся, стоят гораздо дороже, чем самого металла. У «Победоносцев» тоже неплохие перспективы. Даже если ЦБ выбросит на рынок новые партии монет, то при дефиците «Червонцев» народ ринется скупать золотые «полтинники», что, естественно, потянет цены вверх. Падение спроса инвестиционным монетам вряд ли грозит. «Год просто сумасшедший, спрос растет не то что из месяца в месяц, а день ото дня, — говорит Светлана Сподах. — Бум был в начале года, когда золото росло в цене. Потом наступила коррекция рынка, некоторая стабилизация. А летом был очередной всплеск, покупали буквально все». Виктор Лебедев поддерживает коллегу: «У нас по сравнению с прошлым годом продажи монет выросли в два-три раза. В монеты вкладываются с целью не столько даже заработать на свободных средствах, сколько их сохранить». Эксперты в один голос советуют держать монеты не менее года — не исключено, что при меньшем сроке из-за банковского спрэда вам не удастся даже «отбить» вложения. Памятные экземпляры На порядок сложнее неспециалисту работать с памятными монетами*. Их главный недостаток даже не взимаемый НДС, а субъективность ценообразования. Цена металла для памятных монет не играет решающей роли. Ее стоимость диктуется коллекционной ценностью, которая складывается из совокупности множества факторов, поведение большинства которых предугадать невозможно. К примеру, могут быть две одинаковые по параметрам монеты, но одна будет стоить в разы дороже другой только потому, что считается более красивой. Один только российский Центробанк ежегодно выпускает свыше десятка новых памятных монет, а еще в страну идет поток с зарубежных монетных дворов. Новичка такое изобилие ассортимента вполне может дезориентировать. Прогнозировать движение цен не берутся и профессионалы. Стоимость монеты вполне может лет за пять подняться всего на 10% или, напротив, за год показать стопроцентную доходность. «Есть двухрублевая серебряная монета, посвященная Валерию Чкалову, — приводит пример Виктор Лебедев. — Одно время она очень долго не росла в цене, но, когда исчезла из продажи, ее стоимость резко пошла вверх». Хотя строить планы прибыльности в отношении большинства памятных монет дело неблагодарное, все же имеются более или менее объективные критерии, говорящие о перспективности. В первую очередь это тираж. Главное правило: чем он меньше, тем больше шансов на дальнейшее удорожание монеты. Для памятных монет тираж в 10–15 тысяч считается очень большим, на какую-либо доходность здесь уповать трудно, если, конечно, на рынке не произойдет чего-нибудь экстраординарного. «Для золотых пятидесяти рублей 1000 штук — очень хороший тираж, такие монеты быстро будут расти в цене, могут за полгода показать 60%, — объясняет Виктор Лебедев. — При тираже в 2000 штук разница в стоимости монет будет уже наполовину меньше. Цена серебряной трехрублевой монеты, выпущенной тиражом в 5 и 10 тысяч экземпляров, будет отличаться примерно в два-три раза. А для серебряных монет номиналом 25 рублей большим считается тираж уже в 2000 штук». Но монеты с привлекательными тиражами человеку со стороны приобрести почти нереально. Обычно потенциально редкие экземпляры расходятся среди постоянных клиентов банков, причем по предварительной записи. Центробанк еще только объявляет о планах чеканки интересной монеты, а люди уже по звонку резервируют их. Выгодными приобретениями считаются килограммовые золотые монеты. Обычно они выпускаются очень скромными тиражами — 100–150 штук, и часть их идет на экспорт. Золотые килограммы вполне способны показывать доходность в 50% годовых, рост достигается не столько за счет колебаний цен на металл, сколько из-за увеличения спроса. К примеру, золотого гиганта «Тигра» Сбербанк сейчас готов покупать за 1 млн 450 тыс. рублей — почти в три раза дороже, чем стоит килограмм золота. А вот отчеканенная к 60?летию победы в Великой Отечественной войне килограммовая золотая монета почему-то не пошла, и сейчас ее выкупают по стоимости, близкой к цене металла, — за 600 тыс. рублей. То ли тираж «Победы» в 250 штук для рынка оказался слишком большим, то ли тема монеты не приглянулась коллекционерам.

Источник: http://rokf.ru/

Страницы: 1 23

Статьи по теме:

Новости по теме: